Эдуард Березин – об организации и проведении трансляций матчей Лиги "Содружество"

Эдуард Березин – об организации и проведении трансляций матчей Лиги "Содружество"
Эдуард Вадимович Березин – генеральный продюсер Подкат ТВ
Фото: АНО "Содружество"

Пять вопросов генеральному продюсеру Подкат ТВ Эдуарду Березину

1. Как вы готовитесь к трансляции матчей? Вы, как генеральный продюсер, с какими проблемами и сложностями сталкиваетесь во время подготовки и организации трансляций?

В дни, когда у нас есть трансляции матчей, наш рабочий день начинается за два с половиной часа до стартового свистка. Это время как раз мы тратим на то, чтобы подготовиться к матчу, расставить технику, подготовить операторские, режиссёрское, комментаторское места, а также место ассистента режиссёра. Ну, и, конечно же, как и у всех спортсменов, у нас тоже есть разминка. Для того, чтобы все эфиры проходили как положено, мы должны перед этими самыми играми размяться.

Я бы не сказал, что были какие-то проблемы. Самым, наверное, сложным был подбор команды. На данный момент у нас сейчас в организации порядка 15 различных специалистов. Это и режиссёры, и ассистенты, операторы, комментаторы, графический дизайнер, технический специалист. Кого-то мы брали уже готовым, но порядка половины из всех выращены внутри нас, внутри организации.

Что касается сложностей во время самих трансляций, я бы сказал, что это рабочие моменты, которые всегда успешно решаются благодаря тому, что мы в достаточно тесном контакте и с пресс-службой "Содружества", и со спортивным отделом. Везде собраны грамотные специалисты, профессионалы своего дела. Плюс ко всему у нас примерно одинаковый взгляд на происходящее, взгляды на футбол. Мы смотрим примерно в одном направлении, поэтому достаточно быстро и просто все рабочие моменты решаются.

2. Сколько людей входит в съёмочную группу? Насколько тяжела ноша человека, который стоит за камерой? Расскажите о работе режиссёра трансляций.

Количество человек в съёмочной бригаде конечно же зависит от тех задач, которые перед нами стоят. Если мы говорим про матчи Лиги "Содружество", причём хоть про юношей, хоть про взрослых, то это четырёх камерная съёмка и у нас работают на этих играх восемь специалистов: это четыре оператора, комментатор, ассистент режиссёра, режиссёр и технический специалист, который следит за корректной работой оборудования.

За камерой, на самом деле, не так легко стоять, как многие думают, потому как это не просто подойти и нажать на кнопочку и камера сама за тебя снимает. Нет, конечно же, во-первых, это динамичная съёмка, ведь всё-таки футбол – подвижный вид спорта, мяч постоянно двигается, футболисты также в движении, и нужно успевать за игрой, понимать, в каких моментах стоит приблизиться, в каких моментах отдалиться. То есть у нас у каждой камеры свои задачи. Если общая камера – основная, с которой проходит игра, зритель видит весь матч, то тут задача – максимальная плавность, тут надо быть всегда в игре, всегда смотреть, где мяч, и уже от этого где-то немножко приблизиться, где-то немножко отдалиться, для того, чтобы это было максимально комфортно для глаза зрителя.

Фото: АНО "Содружество"

Помимо неё есть камера крупная, которая как раз находится практически всегда с мячом, плюс подмечает каких-то главных действующих лиц того или иного эпизода. Условно, будь то арбитр, который свистнул к началу матча или показал жёлтую карточку, или непосредственно футболист, который эту самую карточку получил. Плюс ко всему, это может быть празднование гола, а они бывают достаточно оригинальные, я думаю, что все видели на матчах Лиги "Содружество" много разных вариаций от футболистов разных возрастов празднований забитых мячей.

Также есть боковые камеры, так называемые офсайдные, которые помогают и зрителям, и комментатору разобраться в спорных моментах, когда могло быть зафиксировано или не зафиксировано положение вне игры. И на самом деле здесь тоже не так всё просто. Мы понимаем, что когда боковая камера может нам помочь и в других эпизодах, мы обязательно это используем. Простейший пример, когда у нас происходит замена, то одна из боковых камер всегда ведет достаточно крупно человека, который поле покидает, а другая наоборот, к нам на поле заводит уже другого футболиста.

Поэтому хочу сказать, что да, достаточно сложно, и если у нас идет несколько игр в день подряд, то ребята-операторы к концу рабочего дня выжаты как лимон. Плюс ко всему не забываем, что мы находимся на улице, на свежем воздухе.

Ну, и, конечно нельзя не добавить несколько слов про режиссёра и ассистента режиссёра. Если режиссёр в принципе для всех достаточно понятная фигура, это тот человек, который выбирает какую картинку с какой конкретно камеры в данный момент времени зритель будет видеть, то ассистент режиссёра, наверное, немножко менее заметная фигура, но на самом деле это не так.

Именно ассистент-режиссера запускает в эфир титры, и всё графическое наполнение, которое мы видим в трансляции: это и таймер, счёт, составы, название команд, подписи и вообще всё, что не связано с картинкой с камеры, этим как раз занимается ассистент режиссёра. Плюс ко всему, он в постоянном контакте со своими коллегами – с ребятами из спортивного отдела.

Касательно режиссёра, конечно, есть и менее очевидная и заметная часть его работы, потому как на первый взгляд никто не задумывается обычно, каким образом появляются повторы. Эта обязанность точно так же лежит на плечах режиссёра. То есть он выбирает помимо механической работы, в плане отрезать сам повтор, с какой камеры и ракурса будет лучше видно, будь то нарушение, или, может быть, красивый гол или финт, и уже после этого даёт в эфир. Когда идёт активный матч, работы очень много, голова кипит, нужно успеть, помимо того, что механическую работу именно сделать, её ещё и понять.

Фото: АНО "Содружество"

3. Есть ли уже среди футболистов любимчики, которых интересно снимать, например, за их эмоции на поле или стиль игры?

Конечно же, есть любимчики среди футболистов и среди команд. А если учесть то, что я работаю в Академии футбола Крыма, думаю, что несложно догадаться, кому я отдаю свои симпатии. Да, у нас много ребят-выпускников, они играют в разных командах. Если мы берём взрослых, тот же Рома Микишенко отлично себя проявил в первой части чемпионата. За ним и за его прогрессом приятно смотреть. И вообще, в целом, команда Академии, многими уже это было замечено, показывает приятный глазу футбол. Это ребята 2006-2007 годов рождения.

Если брать юношеские турниры, то мне всегда нравится наблюдать становление, скажем так, футболистов. Это уже не детский футбол, где все бегают просто за мячом. Это уже нормальный мужской футбол. Но они по-прежнему искренние, интересные, всегда радуются голам так, будто это гол на Чемпионате мира. Здесь, наверное, даже кого-то конкретно все-таки отмечать не буду, просто скажу, что слежу естественно за Академией.

По взрослым отмечу, что вызывает симпатию команда ФК "Олимпия-Новатор" (г. Мариуполь, ДНР). Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках. Очень ограниченным составом, но с бойцовскими качествами и характером. Играют ребята 2009 года рождения и тоже оставляют приятное впечатление.

4. Работа комментаторов также является важной частью футбола. Расскажите, по каким критериям вы их выбираете?

Да, вы абсолютно правы, работа комментатора является очень важной частью, но в то же время я бы, наверное, отметил, что не только важной, но и, наверное, одной из самых сложных, потому как тебе нужно к каждому отдельно взятому матчу подготовиться, нужно постоянно что-то говорить, делиться своим мнением, при том это мнение автоматически становится, можно сказать, экспертным, потому как его слушает большое количество зрителей, часть из этих зрителей всегда не согласны, то есть комментатор должен не просто что-то говорить, а-бы сказать, а он должен понимать, о чем он говорит, должен быть уверенным в этом. Это я, наверное, по своему опыту сужу, и тут могу сказать точно, что это очень сложная работа.

Мы с ребятами постоянно проводим собрания, слушаем вместе, что они говорят, я стараюсь подсказывать им. Если говорить про критерии, то здесь всё достаточно просто. Мы смотрим на грамотную речь, на хорошую дикцию, само собой понимание футбола, знание правил, ну и, конечно, большой словарный запас.

Фото: АНО "Содружество"

5. Матчи взрослых команд траслируются на муниципальных каналах таких как Таврия и СТВ. Какой отклик аудитории на этих муниципальных каналах?

Мы в постоянном контакте с выпускающими режиссёрами этих каналов и отклик положительный. Могу от себя добавить, что мы также транслируем матчи и для Триколор ТВ, так как одним из наших партнеров является ФК "Рубин Ялта", который выступает в ФНЛ-2. И там тоже лесные отзывы о качестве нашей трансляции, о качестве картинки. Безусловно, здесь надо отметить и наше руководство, потому как с той техникой, на которой мы работаем, по уровню, конечно же, мы без проблем могли бы снимать тот же ФНЛ.